linen_shine: (Кошка на черном)
[personal profile] linen_shine
Интересная заметка Исраэля Шамира:

"У России появился новый потенциальный союзник на Украине. Это губернатор Днепропетровска, вчерашний супостат Игорь (Беня) Коломойский, которого в российской печати до сих пор обрисовывали в самых черных тонах. Он так отбрил наглого журналиста с радио «Свобода», что тому мало не показалось. «Вы поломали Советский Союз», упрекнул он «свободовца».

Обострилось противостояние между ним и президентом всея Украины Петром Порошенко, за которым, говорят, стоит и олигарх Дмитро Фирташ, и — что важнее — американский посол в Киеве. Хотя сейчас конфликт начался из-за контроля над нефтяными компаниями, он созревает уже давно.

Месяц назад, если не больше, Коломойский вспомнил Россию и задумался о будущем. Судя по отдельным замечаниям помощников Коломойского, Бориса Филатова и Геннадия Корбана, Днепропетровск недоволен политикой Киева и ищет пути договориться с Москвой. Есть у него и постоянный канал связи с Донецком.

Этот поворот событий испугал Петра Порошенко. В Киеве уже заявили, что именно Владислав Сурков лично командовал «Огонь!» снайперам, поразившим «Небесную сотню» на майдане. Этот бред (из уст Наливайченко) можно понять как месть Суркову за переговоры с Коломойским. И не только — Порошенко сделал еще несколько враждебных России шагов. Он призвал миротворцев ООН на русско-украинскую границу вопреки Минским соглашениям.

ООН, конечно, не может послать миротворцев, пока Россия против, но сама постановка вопроса ставит Россию в неудобное положение.

Договоренность с Коломойским стала возможной благодаря изменению курса Москвы, которая определилась со своими целями. Ранее казалось, что Россия стремится взять под свою руку Донбасс, или в лучшем случае всю Восточную Украину. Если такие планы и были прежде, то сейчас Россия хочет видеть Украину единой и федеративной республикой с сильными регионами и слабым центром. Соответственно, игроков стало больше — не только столица, но и главы регионов теперь сидят за столом большой игры.

Коломойскому не с руки разваливать Украину. У него слишком много интересов в разных ее частях, в том числе в Киеве. Но ослабить Киев, который жирует на налоги, собранные в Днепропетровске, — это вписывается в его интересы. Коломойский признал ДНР и ЛНР де-факто. Это соответствует пожеланиям России. Важно и то, что у Коломойского — железная воля (его грубые земляки говорят о железных тестикулах). «Он не знает удержу. Он может признать Кремлевскую стену Стеной Плача», — говорит о Коломойском Дмитрий Джангиров, замечательный киевский политолог.

Все олигархи Украины заметно обеднели, а обедневшие олигархи становятся более податливыми. Но ситуацией могут воспользоваться американцы, если Россия не проявит должного интереса.

До недавнего времени Порошенко считал себя самым близким к России украинским лидером. Вас это удивит — вроде бы Порошенко развязал войну против Донбасса и каждодневно призывал громы и молнии на русские головы. И всё же по сравнению с Ярошем или Яценюком он был умеренным. Более крайние украинские деятели называли его «российским агентом».

Вспомним, что Россия признала избрание Порошенко, хотя могла бы и не признать. За Порошенко голосовали сторонники дружбы с Россией — другого реального кандидата у них не было. Порошенко много раз встречался с Путиным, был другом и соратником Януковича, был министром иностранных дел Януковича. Порошенко заключил Минские соглашения, отвечавшие пожеланиям Москвы.

Но Порошенко, хотя и не «фашистский враг», как его иногда изображают, но, конечно, и не «агент Кремля». У него есть и собственный интерес — оставаться единоличным правителем Украины. А цель Москвы — глубокая федерализация Украины, при которой власть Порошенко заметно уменьшится, а власть губернаторов и региональных сил возрастет. В идеале Москва может дружить и с губернаторами против Киева, и с Порошенко против Яценюка.

Поэтому есть смысл в особых отношениях Москвы с днепропетровским правителем Игорем Коломойским. Он себя показал как жесткий и жестокий лидер, отчаянный рейдер, распоряжавшийся частными вооруженными силами и легко пускавший их в дело. Но в политике иногда приходится вступать в отношения («дружить») со вчерашними врагами, позабыв о демонизации. Москву устраивает Коломойский как противовес Киеву, в особенности если удастся добиться некоторого примирения между Днепропетровском и Донецком.

«У нас Южмаш, у вас «Сатана», а у нас — планы «Сатаны», весело поют по-русски днепропетровцы в своем рекламном ролике «Детка, это Днепр». Экономически Днепропетровску есть смысл дружить с Москвой и Донецком. Там, где есть экономика, может быть и политика. В Донецке и Луганске осталось немало собственности Коломойского. С ним нужно говорить и договариваться.

Говорят о дружбе с Россией харьковские политики Добкин и Кернес, бывший губернатор и бывший мэр. Но дорога в Харьков тоже лежит через Днепропетровск. Коломойский имеет в Харькове большое влияние, и его борьба с Киевом отзовется и в этом городе.

На очереди — установление отношений с Западом Украины. Многие «западенцы» уехали в Киев и играют заметную роль в киевском режиме, но оставшиеся дома во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске смогли бы предпочесть большую самостоятельность централизации. Москва была бы не против: культурный украинский национализм вышиванок и мовы не мешает русским планам, в отличие от войск НАТО.

Рано списывать со счета и президента Порошенко. Хотя майдан встречает его криками «Ганьба», хотя его положение в Киеве непрочно, он хитер. Он сумел избежать последствий поражения в Дебальцево, попросту отрицая сам факт поражения. Более того, он представил бегство своих войск как блистательное отступление на заранее подготовленные позиции, а победу ополченцев — как поражение. На самом деле Дебальцевская операция завершилась наиболее успешным образом. Более очевидная победа новороссов (жесткая блокада запертой украинской группировки и ее капитуляция) обернулась бы падением Порошенко, обострением конфликта, большим ожесточением и западной интервенцией.

После Дебальцево в Америке зазвучали голоса, призывающие ослабить наступательное давление на Украине и перейти к консолидации. Так после победы русского оружия в Грузии в 2008 году американцы остались довольны тем, что русские не взяли Тбилиси.

Давать Киеву расслабиться не стоит. Но можно помочь Коломойскому, с тем чтобы он провел съезд украинских регионов в ближайшее время в Днепропетровске — и взял курс на глубокую федерализацию".
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org